Анализ воспитательной деятельности Сахалинского института железнодорожного транспорта за 2010-2011 учебный год.
На период 2010 – 2011 учебного года перед Сахалинским институтом железнодорожного транспорта были поставлены следующие цели и задачи воспитательной работы со студентами:
- Формирование нравственного потенциала личности студента университета.
- Формирование познавательного потенциала (познавательная активность, участие в конференциях, олимпиадах)
- Формирование коммуникативного потенциала (коммуникабельность, коммуникативная культура, позитивные межличностные и внутригрупповые отношения студентов, педагогов и сотрудников)
- Формирование эстетического потенциала (развитие чувства прекрасного, других эстетических чувств).
- Формирование физического потенциала, профессионально-трудового (состояние здоровья, развитие физических качеств).
- Развитость студенческого самоуправления (проявление инициативы и самостоятельности студентов, социальная активность, участие в делах группы, факультета университета).
Согласно Уставу СахИЖТ филиала ДВГУПС «Воспитательные задачи в институте реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей».
Организация воспитательной деятельности в Сахалинском институте железнодорожного транспорта основывается на нормативных, правовых актах федерального, регионального и университетского уровня, в числе которых:
– Законы РФ «Об образовании», О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
– Стратегия государственной молодежной политики в РФ;
– Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года;
– Устав Университета;
-«Концепция воспитательной деятельности ДВГУПС на период 2006-2010гг.»
– «Комплексная программа воспитательной деятельности в ДВГУПС»;
– «Комплексный план воспитательной работы со студентами университета на 2010-2011 учебный год».
– Положение о Совете по воспитательной работе университета;
– Инструкция по деятельности заместителя директора института (филиала) по воспитательной работе;
– Положение о Студенческом самоуправлении университета;
– Инструкция по деятельности куратора академической студенческой группы;
– Положение о Совете отличников Университета;
– Положение о Совете старост университета
– Инструкция по деятельности старосты студенческой академической группы.
Таким образом, в СахИЖТ имеется достаточный фонд документов и материалов по воспитательной деятельности: тексты законов, постановлений, программы, приказы, рекомендации, позволяющие грамотно построить работу по воспитанию обучающихся.
Воспитательная работа осуществляется в соответствии с городской целевой программой «Патриотическое воспитание молодежи», программой воспитательной работы и календарным планом воспитательной деятельности вуза на год, планами работы преподавателей.
Управление воспитательной работой в вузе реализуется на следующих уровнях: на уровне вуза, студенческой группы и иных структурных подразделений.
В Сахалинском институте железнодорожного транспорта создана и функционирует административная система, ответственная за выполнение воспитательной работы.
Она представлена следующими структурными звеньями:
– Директор филиала;
– заместитель директора по воспитательной работе;
– Кураторы академических групп;
– Старосты академических групп (старостат).
Основная организационная роль отводится заместителю директора по воспитательной работе, непосредственную работу со студентами проводят кураторы.
Основной целью работы куратора, в соответствии с концепцией воспитательной работы университета, является создание дружного студенческого коллектива группы и формирование из студентов социально зрелых граждан и специалистов, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики.
Работа куратора строится на принципах взаимного уважения, доверия, активного диалога, помощи студентам и направлена на решение следующих задач:
– ориентация студентов на человека, жизненные ценности и на адекватную самооценку результатов своей деятельности;
– формирование чувства собственного достоинства, потребности в помощи другим людям;
– формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви к своей родине и ответственности за нее.
– формирование потребности в здоровом образе жизни.
Ежегодно куратором студенческой группы составляется План кураторской работы на весь учебный год (по семестрам), с учетом планов воспитательной работы СахИЖТ, журнал куратора, где отражается ежедневная работа куратора с группой. Журнал куратор ведет в течение всего учебного года и предоставляет его в 2 экземплярах.
Основными показателями эффективности работы куратора являются:
– систематическое проведение часов куратора с группой;
– количество студентов в группе, участвующих в художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях и общественных мероприятиях;
– наличие грамот и благодарностей за особый вклад и участие в программных проектах, организации и подготовке мероприятий, победах студентов в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях и др.;
– уровень учебной дисциплины в группе (успеваемость и посещаемость занятий студентов) в процентном отношении;
– количество внеучебных мероприятий, организованных куратором на уровне группы (походы в театры, на отдых, проведение конкурсов, бесед на актуальные темы);
– наличие кураторского журнала группы (учет стипендиатов, награжденных или поощренных за достижения в учебе, научной, спортивной и общественной работе информация о социальном положении и нарушениях);
– своевременность предоставления куратором отчетно-планирующей документации и использование индивидуальных научно методических разработок в воспитательном процессе;
– коллективное участие студентов группы в культурно-массовых, спортивных и профилактических мероприятиях различного уровня, в работе органов студенческого самоуправления, в олимпиадах, научных конференциях и т.д. факультета, университета, города;
– другие показатели, характеризующие уровень и качество работы куратора.
В 2010-2011 учебном году в СахИЖТ за 10 учебно-академическими группами были закреплены кураторы, которые выполняли основную работу. Их работа оценивается выполненной по всем пунктам составленного ими плана воспитательной работы.
В СахИЖТ созданы все условия для саморазвития, личностного роста студентов. Любой творчески настроенный студент может выбрать занятие по душе из широкого спектра предлагаемых направлений.
Научно-исследовательская работа студентов осуществляется через формирование познавательного потенциала студентов в основном рамках научно-исследовательской деятельности СахИЖТ, преподаватели которого выступают научными руководителями студентов при подготовке к различного уровня конференциям, олимпиадам.
Участие студентов СахИЖТ в научно-исследовательской работе
за 2010-2011 уч. год.
№ п/п |
Показатели |
2010- 2011уч. год. |
Количество студентов, принявших участие в НИРС – всего, чел. |
59 человек |
|
2. | В том числе: | |
3. | В межвузовских конференциях (вне СахИЖТ) |
3 чел. (в РГТЭУ) Силина Н. Иванов А. (руководитель: Лаврова О.В., Силина Н (ТОГУ), руководитель: Агащиринова В.Ю. |
4. | В Олимпиадах, проведенных в СахИЖТ |
Олимпиада по информатике. Руководитель: Шлыкова Е.А. |
5. | В Олимпиадах (вне СахИЖТ) |
В ДВГУПС. Интернет олимпиада: 12 человек |
6. | В научных студенческих конференциях, проводимых в СахИЖТ (69-я Научно-Практическая конференция) |
27 человек |
7. | Контингент студентов очного отделения СахИЖТ |
187 чел. |
8. | Доля студентов, принявших участие в НИРС, % |
31% |
Профессионально-трудовое направление воспитательной работы реализуется через проведение экскурсий на предприятия города Южно-Сахалинска (Центр занятости населения посетили 22 человека специальности «Экономика и управление на предприятии», Областной отдел статистики посетили 15 студентов специальности «Финансы и кредит»), в музей Сахалинской железной дороги (посетили студенты всех железнодорожных специальностей – 26 человек В, Л, ОПУ, ПТ СДМ),
Трудовые четверги проводятся кураторами групп каждую неделю (по четвергам) по графику, утвержденному директором СахИЖТ. В субботнике, проводимом 24 апреля, и 21 мая 2011 года приняли участие студенты очного отделения всех специальностей под руководством кураторов групп и преподаватели вуза.
Формирование эстетического и нравственного потенциала осуществляется через развитие различных чувств студентов (чувства прекрасного, справедливого).
Студенты Сахалинского института жд транспорта участвуют в межвузовских развлекательные соревнованиях по боулингу и бильярду (январь каждого года) и занимают почетные и призовые места.. Кроме того 2 музыкальные группы СахИЖТ участвуют ежегодно в областных конкурсах «Студенческая весна» и «Талант». В этом учебном году эти группы заняли 1 и 3 места на конкурсе и были отмечены дипломами и кубками. 24 января 2011 года лучшие студенты СахИЖТ посетили головной вуз по приглашению ректора и получили за свои успехи грамоты и благодарственные письма. В апреле 2011 года впервые студенты филиала приняли участие в межрегиональном конкурсе на «Лучшую студенческую группу» и «Лучшего старосту».
Физический потенциал воспитательной деятельности вуза осуществляется в ходе участия команд в спортивных мероприятиях города и вуза. Ежегодно года студенты спортсмены принимают участие в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы, соревнованиях по Мини футболу, волейболу и лыжным гонкам. С этого года студенты 1-2 курса в сентябре месяце принимают участие в спартакиаде «За здоровый образ жизни». (Приняли участие 100 человек).
Работа по гражданско-правовому воспитаниюпроводится в рамках дней воинской Славы России, дня Победы, проведение благотворительных акций для детей, проживающих в детских реабилитационных домах. В декабре и мае этого учебного года студенты СахИЖТ приняли участие в благотворительной акции «Милосердие», собирали одежду и канцтовары для подшефного реабилитационного центра, расположенного по адресу: Южно-Сахалинск, пр. Мира,156.
Культурно-нравственное воспитание: проводятся беседы со студентами очного отделения всех специальностей о вреде курительных смесей, оформлены стенды о вреде алкоголя, никотина, наркотических средств на организм молодого человека, студенты принимают участие в Межвузовском концерте 1 декабря, посвященном Дню борьбы со Спидом, организованном на базе СахГУ.
Традиционно-символическое направление воспитательной деятельности развивается в СахИЖТ через проведение мероприятий по развитию вузовских традиций. Наряду со знаковыми для каждого студента мероприятиями «Студенческая весна», «Талант», возобновилось проведение праздника первокурсников «Посвящение в студенты».
Студенческое самоуправление только формируется в Сахалинском институте железнодорожного транспорта. В 2010-2011 году был создан Совет старост и Совет активистов института, которые принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в институте.
Участие студентов СахИЖТ в различных внутривузовских и вневузовских мероприятиях в 2010-2011 году.
№ |
Показатели |
2010-2011 уч. год |
1. |
Количество студентов, принявших участие в различных мероприятиях вуза: |
129 |
2. |
В том числе: |
|
3. |
В выездных мероприятиях |
12 |
4. |
Внутривузовских мероприятиях |
117 |
5. |
Контингент студентов очного отделения СахИЖТ |
187 |
6. |
Доля студентов, принявших участие в мероприятиях % |
69% |
На 2011 -2012 учебный год на первый план будет поставлена задача привлечь большее количество студентов в различные виды мероприятий, организовать студенческий актив, развивать студенческое самоуправление в филиале.
Таким образом, в СахИЖТ сложилась система оценки состояния воспитательной работы с обучающимися: рейтинговая система оценки, на основе анкетирования первокурсников (1 семестр); на основе анкетирования студентов по итогам прошедшего года; отчет куратора; отчет заместителя директора по ВР. Разрабатывается система оценки качества преподавания; мотивация учебной деятельности студентов; исследование вопроса быта и отдыха студентов; проблемы социальной защищенности студентов; политические ориентиры студентов.
Оценка состояния воспитательной работы проводится регулярно: на заседаниях Ученого совета.